home mail map    
   
   
  about   portfolio   graphics   fonts
   
   
 
 
fonts
Шрифт это все, что нас окружает: вывеска магазина или газетное объявление, бегущая строка или надпись на заборе, книга или компьютерный код. Летопись шрифта насчитывает десятки веков. Тысячи людей на протяжении истории человечества занимались разработкой шрифтов. В арсенале западных дизайнеров порядка 3000 видов шрифтов. Наши же соотечественники работают в среднем с 300 видами. Всем известно, что наличие яркого шрифтового выражения способно придать индивидуальность изданию, стать решением фирменного стиля и является незаменимым элементом отождествления (например, трудно не узнать японские иероглифы).
Общие характеристики шрифтов
Существует сложившаяся терминология, позволяющая охарактеризовать каждый конкретный шрифт по всем его параметрам.
 
Гарнитура шрифта (Type family) - совокупность шрифтов, объединенных общими стилевыми признаками, отличными от других шрифтов, т.е. совокупность начертаний, объединенных общим характером графического построения знаков и решением их элементов.
 
Начертание (Type face) - комплект строчных и прописных знаков, цифр, знаков препинания, спецзнаков и символов. Начертания шрифтов любой гарнитуры отличаются цветовой насыщенностью, пропорциями, контрастностью и наклоном знаков (светлое, полужирное, курсивное или наклонное, нормальное, узкое или широкое).
 
Насыщенность шрифта определяется изменением толщины основных и соединительных штрихов одноименных знаков в различных начертаниях. В рамке одной гарнитуры насыщенность может изменяться от сверхсветлой до сверхжирной (light - ultra bold).
 
Пропорции шрифта - показатель изменения ширины одноименных знаков в начертаниях одной гарнитуры от сверхузких до сверхшироких.
 
Контрастность - один из основных признаков шрифта, выраженный отношением толщины соединительных штрихов к толщине основных штрихов знаков. Эта характеристика изменяется от неконтрастных до сверхконтрастных шрифтов.
 
Пример контрастности различных гарнитур
 
Кегель - величина шрифта в наборе, определяется в пунктах. Кегль - это величина площадки, на которой размещается знак.
 
Комплектность (полиграфический алфавит) - совокупность всех знаков, необходимых для набора текста: строчных, прописных, цифр, знаков препинания, спецзнаков и символов.
 
Существует еще такое понятие как удобочитаемость шрифта, но оно скорее носит субъективный характер и зависит не только от характеристик самого шрифта, но и от условий его применения.
Все шрифты можно классифицировать на три основных группы - шрифты с засечками (антиква), без засечек (гротески или рубленные) и шрифты свободного стиля.
 
Шрифты с засечками (антиквенные)
antic
 
Засечки, или серифы - горизон- тальные элементы окончания основных (иногда соедини- тельных) штрихов имеют самую разнообразную форму: прямо- угольную, изогнутую, клювооб- разную, одностороннюю и т.п.
 
 
Гротески или рубленные
grotesk
 
Это шрифты без зесечек, слабо- контрастные или без контраста.
 
 
Шрифты свободного стиля
freestyle
 
К ним можно отнести декора- тивные, рукописные, специ- альные, рекламные и прочие шрифты, которые нельзя отнести к первым двум группам.
 
Кодировка и типы шрифтов
Информация, включая текстовую, хранится в компьютере в виде двоичных чисел (кодов). Основа кодовых таблиц это ASCII - Американский Стандартный Код для Обмена Информацией. Код ASCII первоначально являлся семибитным и включал в себя символы с кодами 32 - 128, кодам 0 - 31 соответствовали неотражаемые, служебные символы-команды, типа код 10 - "перевод строки" и т.п. Для отображения символов национальных алфавитов, псевдографики и других служебных символов таблица ASCII-кода была расширена до 8 бит, получившийся код стал называться "расширенным ASCII-кодом". В зависимости от состава символов, включенных в верхнюю часть кодовой таблицы (128 - 255), и их расположения различают кодовые таблицы для разных систем и национальных языков. Кодовые таблицы идентифицируются названием и номером, например - Windows-1251, KOI-8, DOS-866 и т.п.
Не будем останавливаться на способе отображения символов на дисплее в алфавитно-цифровом режиме. При работе в графическом режиме, каждый текстовый символ прорисовывается на экране монитора по-пиксельно, "по точкам". Шрифтом как раз и устанавливается зависимость между соответствующими кодами таблицы и внешним видом символа. В разных шрифтах один и тот же код, например 6510, соответствует разным начертаниям символа "A".
Для того, чтобы текстовый документ, подготовленный на одном компьютере, мог быть прочитан и обработан на другом, необходимо либо использование одной и той же кодовой таблицы, либо перекодировка документа. Для обеспечения одинакового вида представления документа на различных машинах, необходимо наличие на этих компьютерах одного и того же набора шрифтов.
В настоящий момент принят еще один стандарт кодирования Unicode, разработанный Консорциумом Unicode для определения символов вне зависимости от национальной принадлежности. Этот стандарт использует 16-битное кодирование символов (в отличие от 8-битного в ASCII). Это позволяет определить 65536 разных символов (в ASCII- 256), что оказывается достаточным для всех существующих языков, математических, служебных символов и других знаков. Со временем к стандарту Unicode добавились свойства другого многобайтного стандарта - ISO 10646. Все индексы в стандарте разделены на группы и страницы, по 256 символов в каждой, причем часть индексного пространства оставлена для будущего развития. Первые 256 индексов полностью совместимы со стандартом ASCII. Unicode имеет достаточно хорошие перспективы, поэтому при создании своих шрифтов имеет смысл следить за их соответствием требованиям этого стандарта.
По технологии "внутреннего строения" компьютерные шрифты делятся на три типа: растровые (bitmap-шрифты), векторные и контурные. Первые два типа, в силу своей специфики, не представляют особого интереса для WEB-дизайнера. Более подробно остановимся на рассмотрении контурных шрифтов. Иногда их также называют векторными имея ввиду способ их "внутреннего" строения. В этом типе шрифта происходит описание только контура (границы) символа. Для описания кривых, очерчивающих контур символа, используют разбиение кривой (или ломаной) линии на отдельные участки и аппроксимацию получившихся фрагментов кривых полиномами второй (TrueType шрифты) или третьей (PostScript шрифты) степени.
 
 
TrueType шрифты
 
Как уже было сказано выше, в зависимости от степени апроксимирующего полинома различают два типа контурных шрифтов. TrueType шрифты (иногда из называют Тип 2) используют для формирования контура символа кривые второго порядка. Каждый участок контура символа характеризуется, или задается двумя точками (границами участка) и направлением линии на каждой из границ. Часто для задания направления используется третья точка, лежащая на пересечении касательных к кривой на ее концах (см. рис.).
 
Элементарная кривая в TrueType шрифтах ->
 
 
PostScript шрифты
 
Шрифт в формате PostScript, или Типа 1, отличается от TrueType главным образом тем, что контур строится из кривой третьего, а не второго порядка, называемых иногда кривыми Безье. Пример фрагмента кривой третьего порядка с образующими его элементами приведен на рисунке справа. Использование кривых более высокого порядка обуславливает основные преимущества PostScript шрифтов перед TrueType. За счет большего числа степеней свободы PostScript-линия не имеет изломов в точках сопряжения фрагментов, тогда как для TrueType больший или меньший перелом в точке стыковки двух сегментов является почти неизбежным злом. Иначе говоря, символы PostScript шрифта являются более гладкими, чем TrueType.
Элементарная кривая в PostScript шрифтах ->
 
При возможности выбора между TrueType и PostScript шрифтами предпочтение безусловно должно быть отдано последним, что кстати и реализовано в графическом редакторе Adobe Photoshop.
 
Русские шрифты всегда были востребованы у нас, поэтому мы решили предложить вашему вниманию подборку из нескольких киррилических шрифтов с сайт dafont.com, где в течение нескольких последних лет часто можно встретить качественные русские шрифты в свободном доступе.
Ниже представлены 15 декоративных шрифтов, поддерживающих кириллицу. Ими можно писать по-русски. Среди них такие, как Nouveau IBM, Propaganda, Berta Drug, DS Sholom, Keetano KG, Agit Prop, Phorssa, Acogessic, Alabama, Capitalist, Amazdoom, Ben Krush.
Для того, чтобы скачать понравившийся шрифт, нажмите на соответствующую картинку. В новом окне откроется страница для скачивания. Там, под красной полосой, справа, нажмите ссылку “Download” (скачать) и сохраните шрифт на своем компьютере.
 
  Acogessic
Acogessic
 
  Agit Prop
Agit_prop
 
  Alabama
Alabama
 
  Amazdoom
Amazdoom
 
  Ben Krush
Ben Krush
 
  Berta Drug
Berta Drug
 
  Capitalist
Capitalist
 
  CAPTURE IT
Capture It
 
  DS Arabic
DS Arabic
 
  DS Sholom
DS Sholom
 
  Keetano KG
Keetano KG
 
  Nouveau IBM
Nouveau IBM
 
  Phorssa
Phorssa
 
  Propaganda
Propaganda
 
  Xayax
Xayax
 
   И в заключении шесть золотых правил оформления печатных изданий.
   Придерживаться их не обязательно, но знать о них все-таки не мешает.
 
Не старайся добиться того, чтобы шрифт бросался в глаза, во что бы то ни стало. Старайся не использовать разные шрифты. Если без этого нельзя обойтись, тогда используй не более двух, причем они должны очень сильно отличаться друг от друга.
   
Старайся использовать заглавные буквы как можно реже, ЕСЛИ ТОЛЬКО ТЕБЕ НЕ НУЖНО ПЕРЕДАТЬ КРИК!
   
Текст должен быть удобочитаемым. Поэтому в колонке должно быть не менее 40 и не более 50 символов.
   
Следи за тем, чтобы в тексте не было висячих строк.
   
В заголовках текст должен быть выровнен по ширине, поскольку это заставляет задержать внимание читателя.
   
Что главнее: смысл текста или его оформление? Важно и то и другое. Каждый решает это для себя сам.
Яндекс.Метрика
 
 
   
clock
bell
pen